Картон-Хакатон


Разработчики: Н. Павленко, А. Победнова, Р. Эльмурзаева, М. Абитов, С. Артамонова.
Игра была разработана командой проекта
«Мастерская урбанистики для малых городов и сел «Не столица» для форума в Ставрополе.


Что такое "Картон-Хакатон"?
Картон-хакатон» - ролевая коммуникационная игра, основная цель которой – познакомить участников с соучаствующим/партисипативным проектированием общественных пространств.

В игре у каждого участника своя роль – от молодых бабушек и дедушек, до инстаграммщиц, у каждой роли также своя цель в игре, и объекты, которые он/она должны лоббировать в своей команде, а также объекты, которые их роли не хотели иметь в общественном пространстве. Каждая команда разработывает свою концепцию общественного пространства и презентует ее на общественных слушаниях, из всех выбирают одну концепцию и продолжают над ней работать – каждая команда над какой-нибудь зоной.

Периодически между командами ведутся переговоры, чтобы определиться со стилем, размером макетов, и т.д. А затем команды работают с картоном и другими материалами для создания макетов, при этом команды увидят макеты других команд в последний момент, когда сформируют единое общественное пространство.

Инструкция по проведению игры содержит следующие пункты:

1. Краткое описание
2. Участники
3. Образовательные цели игры
4. Время
5. Как организовать модерацию
6. Этапы переговоров
7. Роли для участников
8. Описание этапов игры (14 этапов)
9. Приложение 1 – список материалов и инструментов для создания макета
10. Приложение 2 пример презентации территории от Ивана Самохвалова
11.Приложение 3 Принципы хороших общественных пространств от Натальи Павленко
12 Приложение 4 Пример презентации для основной модерации игры от Натальи Павленко

Участники


Целевая аудитория, для которой разрабатывалась игра – сельская молодежь 14-17 лет, однако, в игре принимали участие и сопровождающие педагоги (из них лучше формировать отдельные команды).
Мы считаем, что игра подойдет для молодежи от 14 лет, как городской, так и сельской.

Образовательные цели игры


1. Участники улучшили навыки коммуникации.
2. Участники получили навык ведения переговоров.
3. Участники получили возможность развить креативное мышление.
4. Участники получили знания и практические навыки по созданию
прототипов и малых архитектурных форм.
5. Участники получили понимание партисипативного подхода.
Важно! Перед игрой участникам желательно познакомиться с хорошими общественными пространствами – вы можете отправить их в квест по ОП города за вечер до игры, также можете познакомить с принципами хорошего общественного пространства (есть в Приложении).

Время игры


Лучше проводить игру целый день, рекомендации по времени прописаны в каждом этапе, смотрите также по количеству участников.

Как организовать модерацию


Общую модерацию игры берет на себя 1 человек, его задачи
- модерация всего игрового процесса
- модерация переговоров и общественных слушаний
Также есть модераторы для каждой команды, их задачи:
- зафиксировать и держать в голове на протяжении всей игры
общую концепцию ОП
- помогать участникам с резкой картона
- давать советы по созданию элементов
- провести рефлексию в команде.
- подведение итогов

Переговоры


Все решения и концепции каждая команда презентуют за “столом переговоров”. Где один представитель от каждой команды встречаются за
столом переговоров, где они могут договориться о том, как будет выглядеть
общественное пространство и какой элемент каждая команда создает.

Роли для участников


Участники объединены в команды. 6-8 участников в команде, всего 8 команд. Каждый игрок рандомно вытягивает роль, которую он должен прожить в игре. У каждой роли есть свои задачи и важно, чтобы эта задача была реализована во время игры.
Важно!
- В этой версии роли прописаны достаточно «мягко» - не создается резонирующих конфликтов в команде, если вы хотите, чтобы было больше обсуждения – допишите конфликтующие цели разным ролям, например «Мамочка абсолютно не согласна включить в ОП площадку для выгула собак», в то время как у владельца собаки такая цель есть, это будет поводом для дискуссии.
- При этом решения в командах принимаются голосованием и абсолютным большинством.
- Попросите участников максимально придерживаться целей роли в игре.
- Здесь представлены много ролей – типичные и «интересные». Мы наполняем команду в первую очередь типичными ролями, чтобы приблизить игру к реальности. Например, команда состоит из 6 человек (всего команд 8), 5 ролей универсальны для всех команд, допустим, мы знаем, что это спальный район, там будут родители и дети, пенсионеры и молодежь, работяги, а шестая роль в каждой команде уникальна, допустим, в одной – девелопер, в другой инстаграммщица и т.д. Прежде чем распределять роли, необходимо провести исследование целевой аудитории в данном ОП.

Описание ролей:


Девелопер. Вы строите жилой комплекс рядом, вам выгодно, если
рядом будет хорошее ОП, но вы не готовы вкладывать в него много денег.
Задача: использовать самые дешевые материалы, но продать как можно
дороже. Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Мамочка/папочка с коляской или без. Вы выходите во двор погулять.
Вам нужны хорошие тихие дорожки для прогулок с коляской, лавочки,
кофейня и детская площадка.
Задача: запретить выгуливать собак в ОП, потому что вы считаете, что
собакам не место рядом с детьми. Все ОП должно стать детской площадкой.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Дед. Вы очень любите шахматы.
Задача: продвинуть идею установки столов для игры в шахматы.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Бабуля. Вы очень любите сажать цветы и делать клумбы из разных
вторичных материалов.
Задача: продвинуть идею отдать пространство для
садоводов-любителей, чтобы делать там клумбы из покрышек и пластиковых
бутылок.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Тинейджер. Вы гоняете на скейте, любите экстрим и тусоваться с
друзьям.
Задача: включить в ОП скейт-парк, укромные места для посиделок,
свободная стена для росписи и объекты для инста-фоток.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Родитель тинейджера. Ваш сын увлекается скейтом, но вам это не
нравится, потому что вы считаете, что это опасно и отвлекает от учебы.
Задача: не дать построить в ОП скейт-парк, потому что это травмоопасно
для вашего ребенка.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Богатенький на районе. Вы любите окружать себя роскошью.
Задача: строительство фонтана в ОП, чтоб золота побольше и чтоб как в
Петергофе. Потому что “Ну а че, нормально живем!”. Готовы дать денег на
строительство.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Активист-провокатор. Вы стремитесь на всем сделать хайп. Вы
продвигаете себя за счет обвинений других людей, в основном чиновников,
во всех бедах. У вас есть связи во всех СМИ города.
Задача: найти недостатки в проекте, найти виновных и рассказать об
этом всем.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Инстаграмщик/ца. Вы ведете свой профиль и рассказываете о каждом
своем шаге и всех событиях в городе.
Задача: продвинуть идею установки большого количества арт-объектов,
типа розовых фламинго, чтобы можно было делать красивые фоточки.
Во время 4 этапа игры (15:05 - 15:25) найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Мэр. Вы гордитесь собой и хотите увековечить себя и поставить себе
памятник в этом ОП.
Задача: поддержать любую идею за взятку. Кто больше предложит, ту
идею и реализовать.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Представитель молодой семьи без детей. Вам нужны лавочки,
дорожки для прогулок, баскетбольная и футбольная площадки, хорошие
дорожки для катания на велике, места, где можно собраться с компанией
друзей.
Задача: продвинуть идею спортивных площадок и общественной
беседки с мангалом.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Молодые бабушки и дедушки 40-60 лет. Вам нужны места для
прогулок с коляской, детские площадки, лавочки для общения с соседями.
Задача: продвинуть идею установки столов для игры в шашки/шахматы.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Спортсмен. Вы всегда активны, продвигаете идею здорового образа
жизни. Вы любите спорт и продвигаете здоровый образ жизни. Задача: все
ОП превратить в спортивную площадку с турниками, и баскетбольной
площадкой. Потому что “Ну а че, всем полезно, и взрослым, и детям, и
старикам!” Задача: продвинуть идею установки уличных тренажеров.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Работяга. Вы работаете на заводе с 7:00 до 17:00, любите отдыхать дома,
вам не нужно общественное пространство.
Задача: продвинуть идею занять все пространство под стоянку для
машин.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Собачник. У вас есть собака и вам необходимо специальное место,
чтобы с ней гулять.
Задача: продвинуть идею специальной площадки для собак в ОП.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Молодой депутат. Вы насмотрелись YouTube каналов разных
урбанистов (Варламов, Кац, Гершман).
Задача: сделать ОП по всем правилам, “чтоб как в Роттердаме”.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

40-летний одиночка. Вы живете один/одна, работаете менеджером с
8:00 до 22:00 и вам абсолютно все равно, что происходит во дворе, вы
приходите домой поспать.
Задача: не принимать участия ни в каких решениях, так как вам все
равно.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.
Дизайнер. Вы профессиональный дизайнер и работаете в очень крутой
компании. Вам хочется, чтобы вокруг вас все всегда было стильненько.
Задача: активно включаться в обсуждение дизайна ОП и предлагать
разные варианты.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Архитектор. Вы профессиональный архитектор и сделали уже более 100
общественных пространств в других городах, но в своем городе вы не
признаны.
Задача: активно включаться в обсуждение концепции и элементов,
предлагать решения.
Во время 4 этапа игры найти представителя вашей роли из
другой команды:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.
Свободная роль. Придумай себе любую роль и задачу. Это может быть,
например архитектор, задачей которого является интересное решение для
ОП.
Во время 4 этапа игры найти того, с кем могут быть схожи
интересы и задачи:
- обсудить концепцию через призму своей роли и задачи
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП и как можно его
улучшить, учитывая свои потребности и задачи.

Этапы игры.


1 этап. Введение в игру

15-20 мин
Рассказываем об игре, ее целях и правилах, объединяем е в команды (любым способом), закрепляем за каждой командой модератора.

2 этап. Презентация территории


15-20 мин с вопросами от участников.
Презентация кейса– на какой территории делаем ОП, кто жители и какие у них потребности и т.д. (в качестве примера можно посмотреть презентацию кейса из с. Птичьего)

3 этап. Командные роли

15 мин
Участники получают карточки с описанием роли, читают их.
Участники не должны показывать свою роль другому.
Медитация для вживания в роль (важно убедиться, что все прочитали описание роли до этого).
Текст для медитации: Закройте глаза, займите удобное положение,
расслабьтесь, расслабьте лицо, подбородок, глаза. Вы больше не тот
человек, который вошел в этот зал, теперь у вас новая роль, новое
лицо, новое имя. Посмотрите на свое лицо - посмотрите на глаза, на их
цвет, на их разрез, на ресницы, брови, посмотрите на волосы - какого
они цвета?
А теперь вы смотритесь в зеркало в полный рост - какой у вас рост?
какое у вас телосложение? во что вы одеты? - представьте верх - что это
рубашка, футболка, - какого они цвета? а что внизу -
брюки/джинсы/юбка? - какого цвета? и во что вы обуты.
И главное - что у вас внутри - кто вы - какие у вас желания и цели, что
вы умеете? над какими проектом вы сейчас работаете? подумайте о
нем.
А сейчас подумайте о том месте, о котором идет речь в игре, каким оно
должно быть, чтобы вам понравиться? Подумайте, что бы вы хотели в
этом месте делать? как проводить здесь время
сейчас вы живете в своей новой роли, посмотрите на себя еще раз
стороны, буквально пару секунд
и, постепенно открывайте глаза

4 этап. Разработка концепции ОП в командах


60 мин-90 мин.
Модераторы еще раз кратко презентуют легенду и место для ОП
Задача команды:
обсудить и придумать общую концепцию ОП и сделать краткую
презентацию на флипчарте:
- идея;
- план (что, где);
- стиль (можно заранее подготовить распечатки-брошюрки со стилями: хай-тек, эко, и т.д)
- Каждый участник действует в команде через призму своей роли.

6 этап. Общественные слушания


60 мин.
Все команды собираются в общем зале на общественные слушания и голосование за лучшую концепцию. Представитель от каждой команды кратко презентует концепцию - максимальное время - 3 минуты.
После презентации любой участник может задать вопрос. Не более 5
вопросов для каждой концепции. Модератор игры следит за
количеством вопросов. Участники задают вопросы через призму своей
роли.
Флипчарты со всеми концепциями размещаются в зале. У каждого
участника есть только один голос, который он может отдать за
понравившуюся концепцию. Голосовать нужно через призму своей
роли.
После подсчета голосов, представитель команды, чья концепция
выиграла еще раз ее презентует. Модераторы фотографируют и
записывают детали.

7 этап. Определяем элементы ОП


10 мин.
Модератор еще раз кратко презентует концепцию.
Задача команды: обсудить и выбрать какой элемент ОП команда будет разрабатывать. После этого один представитель команды идет на общие переговоры.
Подсказки модератора:
- это может быть не один элемент, а группа элементов, например
детская площадка или спортплощадка, или площадка для выгула
собак

8 этап. Переговоры


15 мин
Представитель каждой команды говорит о том, какой элемент они выбрали. Если элементы совпадают, необходимо договориться и либо выбрать другой, либо распределить детали. Модератор игры фиксирует на флипчарт элемент каждой команды. Лучше, чтобы элементы ОП не повторялись.

Во время этого этапа остальные участники команды встречаются в общем пространстве. Задача - найти представителя такой же роли и
обсудить концепцию и выбранный элемент через призму своей роли и
вместе подумать что еще можно добавить в элементы. Перед тем как
все уйдут на поиски представителей своих ролей, модератор
озвучивает задачи на этот раунд:
- найти представителя вашей роли
- обсудить концепцию через призму своей роли и задач
- подумать, что еще можно включить в элементы ОП.

9 этап. Стиль, цвет, размер


25 мин
5 этап игры - в командах. Задача: разработать концепцию
своего элемента ОП. Продумать:
- цвет
- размер - от нижнего края до верхнего. Высота максимальная - 1
метр.
- стиль
Подготовить презентацию на флипчарте для других команд.
Модератор может подсказывать.

10 этап. Переговоры и голосование


15 мин
Представитель команды на сброре представителей презентует концепцию элемента. У каждого представителя
есть 2 голоса и необходимо отдать их за понравившиеся концепции.
Каждый участник клеит стикер за концепцию, которая понравилась. За
одну концепцию можно отдать только 1 голос. Выбирается концепция,
которая набрала больше всего голосов.
Задача этого раунда: выбрать единый размер, стиль и цвет элементов ОП.
Остальные участники в это время участвуют в «Дне города»: флэшмобсвободная стена, купание в фонтане, уличные музыканты, художники.

11 этап. Создание макета


90-120 мин
Представители возвращаются в команды, презентуют общую концепцию и команда начинает создание элемента из картона.
Задачи модераторов:
- следить за тем, чтобы все участники были активно вовлечены в
процесс
- помогать с резкой картона
- подсказывать как лучше скреплять

12 этап. Сборка элементов и создание ОП


15 мин
Включите фоном музыку, обозначьте пространство, где будет формироваться общий макет, попросите команды поставить их элементы ОП на их предполагаемые места (согласно проекту на флипчарте), и наблюдайте магию!

13 этап. Рефлексия в командах


30 мин
Сначала все участники снимают с себя роли. Метод: участник
зачитывает свою роль перед этим сказав: “Я больше не…”. Все
участники закрывают глаза, делают глубокий вдох, поднимают руки
вверх, резко опускают руки вниз с наклоном и делают активный выдох
(3 раза).
Примерные вопросы для рефлексии:
- Вы довольны результатом?
- Как проходило обсуждение в команде?
- Как проходило обсуждение во время «стола переговоров»?
- Как вели себя другие участники во время «стола переговоров»?
- Какие трудности испытывали при выработке общего решения?
- Как удалось прийти к общему решению? / Что помешало
участникам прийти к общему решению?
- Как надо принимать коллективные решения?
- Какой опыт вынесли из игры?
- Как эта игра связана с городской жизнью?

14 этап. Вечеринка


Вечеринка - нужно отпраздновать результаты и процесс работы!

Приложение 1


Материалы для создания макета:

- Ножи канцелярские
- Ножницы
- Вата
- Цветная бумага
- Акриловые колеры, кисточки, стаканчики
- Шпажки, зубочистки
- Наборы фломастеров, маркеров, карандашей
- Пластилин
- Пистолеты клеевые
- Линейка
- Картон
По желанию можно добавить ч то-то еще.


Приложение 2


Пример презентации о территории от Ивана Самохвалова здесь


Приложение 3


Принципы хорошего общественного протсранства от Натальи Павленко здесь


Приложение 4


Пример презентации для общей модерации игры от Натальи Павленко здесь

СРОО "Бюро социально-культурных инициатив, Ставрополь 2020

Руководитель проекта Анастасия Победнова,

anastasia.pobednova@gmail.com
+79187412140 ( Whatsapp, Telegram)
Можно также связаться через ВКонтакте или Facebook

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website